Ars: časopis Ústavu Dejín Umenia Slovenskej Akadémie Vied — 1985

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ceab, JlyKarn PiixTep, AôpaM SflcKep h Hoxhm Sabc-
XOJIbTU,.
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(1526 r.) c ĎaTaJibHoň cnenon na oóopoTHoň CTopone we-
Aann. B sthx nopTpeTax y>i<e lyBCTByeTca CTpeMAenne
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HHÍI. KopOAb H30Ópa>KeH KSK SHeprHAHaH AHHHOCTb. PeAb-
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t. h. „qyMHbix“ MCAa.ieň (nepsaa H3 hhx othochtch k
1530 r.), c xapaKTepHMM pacHAeneHHeM Ha BepxHioio nacTb
C MOÓpaJKeHHeM OTAĚAbHblX čpěn h hhíkhioio c HaAHHCblO;
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MHoroc|)HrypaJibHbie cnenu H3 Bhóahh H3o6pax<eHbi na
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HHH. B ,CBOeM ÓOAblAHHCTBe 3TH MeASAH KpyiPAbie, HCKAIO-
HeHHe npeACTasjínioT orpaHeHHbie MeAaAH. MeAaAH 4>aioc-

ccaíi ne aBTopH3HpoBanbi. OiocceAb, noqeTHbiů rpasKAaHHH
KpeMHHite, ywep b 1561 roAy.
Jlynaui PnxTep, npeeMHHK OiocceAa, rnaBHbifi neKaWAHK
KpeMHHUKoro MOHeTHoro ABopa, paóoTaji b nepnoA 1557—
—1579 rr. Ero nopTpeTHbie MeAaAH npnnaAAe>KaT k hhc-
jiy KpacHBeftuiHx b CpeAHeň Eßpone. Hx OT.nriaeT cTpeM-
Aenne k pea;iH3My, iiHAHBHAyaAH3au.HH. Ero nopTpeTbi He
CTpaAaiOT MOHyMeHTa.ibHon CTaranHocTbio. KpoMe Bep-
hocth nopTpeTa nx OTAnnaeT h onpeAeAeHHbiň achxoao-
TH3M (KopoHannoHHaa MeAa.ib 1563 r.). nepexoAbi Me>KAy
yrAyöne’HHHMH h BbinyKJiocTsiMH na hhx Bbipa3HTenbHbi,
nopTpeT KaK óbi npnnoAHHT naA haockoh noBepxnocTbio.
nopTpeTbi npeACTaBHTe.Teň 6yp>Kya3HH, no cpaBHeHnio c
BblHleynOMH'HVTOH KOpOHapHOHHOH MeAäAbK), OTAHHalOTCH
6oAee óoraTbiM opnaMeHTOM; hx 3aAaneií 6bwio CBHAeTeAb-
CTBOBaTb 06 OÖmeCTBeHHOM HOAOJKeHHH HOBOTO, npnxo-
Aameiro k BjiacTH Kjiacea. Ho Bcen BeposiTHOCTH ohh co3-
AasaAHCb aA bhbvm. B xapaKTepncTHKe nopTpe'rnpyeMbix
AHU, PnxTepa xapaKTepH3yeT HCKpeHHOCTb, OTcyTCTBHe
CT|peMAeHHH k npHyKpaiHHBaHHio. B co3AaHnn MeAaAen Ha
OHÓAefícKHe TeMbi npocAe>KHBaeTca M«KAy PnxTepoM h
OioccejæM HBHasi npee.MCTBeHHOCTb. CneHbi, OAHano, orpa-
HHieHbl C TOHKH 3peHHÍ! KOAHHeCTBa yHaCTByJOUIHX AHA.
C 1570 rona npeeMHHKÓM PnxTepa 6bia AópaM SiícKep.
Oh cneAHaAH3HpoBancn na nopTpeTHbie mbasah orpanen-
HOH <j)OpMbI, KOTOpble C XyAOJKeCTBeHHOH TOHKH 3peHHH BO
MHoroM ycTynaAH paCoraM PnxTepa.
PaßoTbi HoxHMa SAbcxoAbpa npeACTaBAeHbí AeBSTbio Me-
AaAHMH, c03AaHHbiMH hm b nepHOA 1588—1601 rr. Ha
ero MeAaAflx AHna H3o6paxeHbi antjiac, hto b MeAaAbepc-
TBe npeACTaBAneTCíi naHóOAee TpyAHOň npoÖAeMon. B
O(|)OpMAeHHH AHAeBOH CTOpOHbt MCASAH OH OTKa33ACH OT
KpeMHHAKOH TpaAIlAHH paCAAeHeHHÍI nOBepXHOCTH; 060-
poTHan CTopona ero MeAaneň sansiTa H3oópa>KeHHeM rep-
6ob h HaAnncHMH.

Das Renaissanceporträt im Schaffen der kremnitzer Medailleure

Zu den ersten mitteleuropäischen Münzstätten, die
Medaillen prägten, gehörten die Münzstätten in Krem-
nitz und Jáchymov.
Auch in Kremnitz kann die allmähliche Genesis der
Medaille aus der Münze beobachtet werden, die schon
hier ungefähr seit den zwanziger Jahren des 14. Jahr-
hunderts geprägt wurde. Die kremnitzer Medaillen
aus den Jahren 1508—1525 von einem unbekannten
Autor gehören zu den frühesten in Europa. Bei der
langfristigen Münzertradition wirkt es nicht über-
raschend, dass die Schöpfer der kremnitzer Renaissan-
cemedaillen beinahe ausschliesslich Autoren heimi-

scher Abstammung waren: Christoph Füssl, Lukas
Richter, Abraham Eisker und Joachim Elsholtz.
Wahrscheinlich ist das Doppelporträt Ludwigs II.
und seiner Gattin Maria aus dem Jahre 1526 mit einer
Kampfszene auf dem Revers Füssls erste Medaille. Die
Porträte zeichnen sich schon mit dem Bestreben um
Charakteristik der Personen mit einem plastisch ent-
falteten, fein abgestuften Relief aus, das drei Fünftel
der Fläche einnimmt, während der untere Teil mit
Text ausgefüllt ist. Die Auffassung des Ferdinand I.
als eines Ritters zu Pferd ist schon ausgesprochen im
Stil der Renaissance. Der Herrscher ist als eine ener-
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