Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 2.1957

Galeria Sztuki Obcej
Białostocki, Jan: Guercino i jego Św. Franciszek z Aniołem grającym

Денис Магон недавно установил, что дрезденская картина является не ранней от парижской, но
более поздней и написана была по возвращении артиста из Рима «в Ченто, в конце 1623 г.; парижская
композиция, согласно с неслишком однако ясной информацией Карло Мальвасия, создана в 1620 г.
(окончательную идентификацию картины в Лувре с упомянутой Мальвасием провел Магон). Фактически
следует признать, согласно с Магоном и зарисованной им общей эволюцией Гуерчина, что парижская
композиция, как более барочная, динамичная и живописная, должна была предупредить версии
в Дрездене и Варшаве, которые более классичны, отчитываемы, рациональны, упорядочены, а также
имеют более обобщенное настроение и действие.

Наблюдения указывают на то, что художник работал на основании прототипа, который повторял.
Тем не менее живость фактуры и характерное преобразование композиции свидетельствуют о том, что
повторение выполнил сам Гуерчино. Быть может, гравюра 1623 года Паскуалина выражает уже пере-
мену концепции Гуерчино, опуская фигуру св. Бенедикта.

Трудно разрешить проблему взаимных отношений картин в Дрездене (размер 162,5 на 127) и в Вар-
шаве. Получается впечатление, что обе эти картины базируются на парижской версии, но взаимно не
зависимы. С точки зрения композиции пространства экземпляр в Дрездене занимает среднее положение
между парижской и варшавской картинами (горизонт, первый план), однако некоторые элементы ука-
зывают на непосредственную связь варшавской и парижской картин. Дрезденская картина, пожалуй,
более ранняя нежели наша: „классицизм“ выразился в ней в более выразительной, острой моделировке;
версия в Варшаве показывает более свободную фактуру и меньше красочных контрастов.

Варшавская и дрезденская картины являются документами того этапа в развитии творчества Гуер-
чина, когда художник уже избавился от излишнего нагромождения деталей в композиции, но не укло-
нился еще от поверхностности и академической сентиментальности, не утратил еще прежней оригиналь-
ности, а единственно смягчил порывистость эффектов более рациональной композицией.

На фоне традиции темы о св. Франциске с ангелом в итальянской живописи поражает сродство
нашей картины с картиной Ланфранка в Ashmolean Muséum в Оксфорде, определенной недавно Луиджи
Салерно и датированной 1611—1612 гг., т. е. временем пребывания Ланфранка в Эмилии. Ввиду многих
сходств кажется очень правдоподобным, что картина Ланфранка, написанная в Парме, либо Пиаченце,
т.е. на территории, где Гуерчино пребывал перед и по пребывании в Риме, могла явиться основанием
для объяснения композиции „Св. Франциска“ Гуерчина (наивероятнее i-ой версии). Если примем та-
кую гипотезу, то получим новое подтверждение того, что традиция искусства Болоньи и Феррары сфор-
мировала юношеское творчество Гуерчино.

LE GUERCHIN ET SON ST. FRANÇOIS AVEC L’ANGE MUSICIEN

RÉSUMÉ

La collection de tableaux de la famille Potocki (appartenant depuis 1946 au Musée National de Varsovie) con-
tient une toile attribuée à Giovanni Barbiéri dit le Guerchin — St. François avec Г ange musicien (114,5 X 82,5 cm).
Elle est intéressante surtout par ses attaches avec d’autres oeuvres connues du Guerchin. Elle accuse des ressem-
blances marquées à ces oeuvres. Un tableau de composition presque identique fait partie de la Galerie de