Ars: časopis Ústavu Dejín Umenia Slovenskej Akadémie Vied — 5.1971

Veselý, Marian: Proletárska tematika v slovenskom výtvarnom umení
всего определенным взглядом, определенным спо-
собом понимания жизни и искусства, его целью
была подготовка в области эстетической, эмо-
циональной, в области чувства и воображения но-
вого жизненного стиля будущего бесклассового
общества или, иначе говоря, нового человека этого
общества“7. Со словацкой стороны к идеям чеш-
ского „Деветсила“ наиболее близко подошла
прогрессивная группа при культурно-политическом
ревю ДАВ, основанная с целью привлечения интел-
лигенции к борьбе Коммунистической партии
Чехословакии. И представители ДАВ были за-
интересованы в пропагандировании и обосновании
необходимости существования искусства, стоящего
на позициях рабочего класса, способного повышать
революционную активность пролетариата. „На-
ряду с интеллектуальной целесообразностью, ис-
кусство должно прежде всего становиться классово
и социально целесообразным. Должно стать миро-
воззрением, проводимым в жизнь не только благо-

даря интеллекту; оно должно быть пережито
и прочувствовано каждым нервом. Под его углом
зрения должно находиться художественно форми-
руемое отношение человека к трудящемуся, проле-
тарскому коллективу . . . Тогда социальный функ-
ционализм искусства будет повышать революцион-
ную активность пролетариата! Это есть, следова-
тельно, стремление достичь художественного син-
теза, который будет создаваться из конструктивных
элементов и объединяться в живое и социально
действенное целое революционной идеологией“8.
Произведения с пролетарской тематикой в сло-
вацком изобразительном искусстве представляют
собою качественно весомую и, принимая во внима-
ние условия времени, также относительно богатую,
органическую часть социально экспонированного
творческого наследия. Ведь наши художники сде-
лали значительный вклад в процесс становления
национального сознания, отзвуки которого в ис-
кусстве были слышны еще долгое время после

Гейза Андял. ,,Шахтеры“, этюд, мел, 1920