Ars: časopis Ústavu Dejín Umenia Slovenskej Akadémie Vied — 5.1971

Veselý, Marian: Proletárska tematika v slovenskom výtvarnom umení
значительной формальной и идейной дифферен-
циации в искусстве. Наступление экономического
кризиса заставляет обратить внимание, наряду
с судьбами крестьянина, на судьбы безработного
городского пролетариата. Появляется личность
графика Коломана Сокола, который продолжает
линию социального содержания, связанную с ко-
шицким районом начала двадцатых годов, и после
1929 года мы постоянно встречаемся с ним в пер-
вых рядах социально-тенденциозной чехословац-
кой графики“19. Подход Коломана Сокола к теме
окраины охватывает целый комплекс пролетарской
проблематики. Он не ограничивается в решении
темы внешними атрибутами среды. В его графи-
ческих композициях, — Сокол был прежде всего
известным графиком, — мы встречаем также
интересные образы. Образ пролетария, или же
образы рабочих, представителей окраины и рабо-
чего класса, как правило являются доминирующим
элементом в композиции. И не как-нибудь намеком,
непрямо, скрыто, но становятся основными носи-
телями идеи; убедительно и целеустремленно
доминирующее выражение лица часто достигает
значения критического вызова. Героями картин
Сокола являются сознательные представители ра-
бочего класса, следовательно, не безнадежно бед-
ные, исстрадавшиеся люди в безвыходном поло-
жении, но люди, способные действовать, решив-
шиеся действовать. Если созданные художником
образы красноречиво свидетельствуют о жестоко-
сти пролетарских судеб, то здесь речь идет о проте-
сте, о обвинении, адресованном обществу, которое
терпит сложившиеся обстоятельства и неминуемо
способствует воспроизводству их. Произведения
Сокола — это художественные демонстрации за
правду пролетариата („После зарплаты“, „Шах-
теры“, „На окраине города“, „При железнодорож-
ных путях“, „Перед фабрикой“ и другие графи-
ческие листы). „Сокол хотел своим искусством вы-
кричать все страдание, все горе, всю человеческую
боль времени“20. Почти вся графика Сокола в пе-
риод буржуазной Чехословацкой республики была
посвящена социальной проблематике, и большая
часть ее относилась к непосредственно пролетарски
ориентированному творчеству. От реагирования
на тяжелые результаты безработицы, выливаю-
щиеся в массовую эмиграцию („За хлебом“, 1927—
1929), он переходит к изучению и отражению
средствами искусства дальнейшего недуга буржу-
азного общества, от которого страдает пролетариат,

Войтех Лефлер. ,,Рабочий", бронза, 1935

- беды и голода („Голодные“, резьба по дереву,
1931). Не оставляет художник вне поля зрения и ту
часть рабочего класса, которая вынуждена на
неравных правах продавать свою рабочую силу
(„Изнуренный“, офорт, 1931). Коломан Сокол
„показал со всей силой своего таланта и моральной
убежденности, а следовательно, и вытекающей
из этого суггестивной выразительной силой, глав-