Ars: časopis Ústavu Dejín Umenia Slovenskej Akadémie Vied — 5.1971

Veselý, Marian: Proletárska tematika v slovenskom výtvarnom umení
„Šlehy“, „Lidové noviny“, „Kopřivy“, „Rudé právo“).
Характер его деятельности был необыкновенно
многосторонний. Каждую возможность он исполь-
зовал для поддержки прогрессивной идеи. Раз это
был газетный рисунок, в другой раз — обложка
книги или прокламация. Его развитие как худож-
ника, собственно говоря, почти совпадает с линией
развития рабочего движения. С настоящей про-
летарской пылкостью принимал он своим твор-
чеством и вместе в тем активной политической
деятельностью участие в общественном движении;
как сознательный защитник интересов рабочего
класса ставил свою художественную работу на
службу прогрессу („Нищий“, гуашь, 1936; „Пред-
знаменование пятиугольной звезды“, резьба по
дереву, 1926; „На окраине“, резьба по дереву,
1927). Работал как живописец, рисовальщик, кари-
катурист, иллюстратор и в то же время был актив-
ным и смелым политическим работником. „Он
взял самое сильное агитационное оружие — поли-
тическую карикатуру, чтобы языком изобразитель-
ного искусства и средствами высоко художествен-
ными разоблачать эксплуатацию и иные сопутству-
ющие явления капиталистического общества“24.
Как активный прогрессивный политический ра-
ботник действовал в области газетного рисунка
и политического плаката также живописец и гра-
фик Юлиус Леринц (род. в 1910 г.). На формирова-
ние его художественных взглядов с выразительным
социальным акцентом влиял период экономи-
ческого кризиса, во время которого он вступал
в изобразительную жизнь. С позиций социального
протеста и пролетарского интернационализма
реагировал он в произведениях, тесно связанных
с временем, на общественную обстановку тридца-
тых годов („Безработные“, „Голодный марш“,
„Эмигранты“, „Заботы“). Живописец и график
Йозеф Федора (род. в 1919 г.), активный участник
прогрессивного движения чешского художествен-
ного авангарда в Праге, сотрудничал с журналами
левого направления. Его политическая сатира, -
рисунки и графика, — сыграла выдающуюся агита-
ционную роль во время массовой безработицы
в период экономического кризиса („Познакомь-
тесь со своей родиной“, цикл, резьба по дереву,
1932).
Агитация и пропаганда средствами изобрази-
тельного искусства, — рисунком, карикатурой
и плакатом, — были весомыми компонентами
в борьбе против буржуазии. Несмотря на препят-

ствия, преграждавшие дорогу всему прогрессив-
ному, произведения наглядной агитации и полити-
ческой пропаганды все же находили себе примене-
ние и могли выполнять свою функцию в самых
широких массах. Влияние политической работы,
проводимой средствами изобразительного ис-
кусства, было успешным не только благодаря
тому, что в ясных, легко понятных формах наи-
более убедительно доносились до масс револю-
ционные мысли, но и особенно благодаря тому,
что художники, вместе с писателями, журналиста-
ми и актерами, творчество которых было на сто-
роне прогресса, примыкали к сильному фронту
культурных работников. И хотя сегодня с трудом
можно идентифицировать самые боевые произве-
дения искусства, создававшиеся как анонимные
в условиях, когда под угрозой было само существо-
вание автора, у нас все же имеется достаточно
доказательств того, с какой жертвенностью, как
правило, без надежды на вознаграждение, под
угрозой репрессий родились художественные про-
изведения, непосредственно связанные с борьбой
пролетариата. Наряду с газетным рисунком это
было, в частности, плакатное творчество, как
оружие политической борьбы (плакат к Ленинской
неделе в г. Кошице, 1925; плакат „Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!“, с использованием
рисунка Гросса, 1927; плакат „1 Мая с комму-
нистами!“, 1931 ; плакат „Мы за счастливую жизнь,
за власть народа в селении и республике“ — изби-
рательный плакат Коммунистической партии,
1931). К лучшим произведениям плакатного твор-
чества периода политической борьбы пролетариа-
та и его авангарда принадлежит плакат Еугена
Крона „Долой нахлебников!“, подготовленный
художником для избирательной кампании Комму-
нистической партии Чехословакии в 1926 г. „Это
одно из самых старых доказательств включения
так называемого высокого искусства в агитацион-
но-пропагандистскую работу Коммунистической
партии в Словакии“25.
К пролетарской тематике наши художники
возвращались и после освобождения, в новых
условиях, предпосылки для которых родились
в тяжелых классовых боях, а позже — в движении

Франтишек Гибала. ,,3абатовка в Карпатах", гипс, 1936