Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 17.1973

DOI article:
Waniewska, Janina; Tarlo, Jan: Portrety Jana Tarły
DOI Page / Citation link:
Overview
Facsimile
Scroll
OCR fulltext
звание полковника польской кавалерии, на коронационном сейме Августа II в 1697 году, он занимал за-
тем многочисленные высокие должности и в 1719 году был назначен люблинским, а в 1736 году сандо-
мирским воеводой. В этом же 1736 году получил орден Белого Орла. К важнейшим событиям в полити-
ческой и личной жизни Тарло следует отнести его поездку в Рим в 1726 году в качестве посла Польши,
распри с виленским кастеляном Казимиром Радзивиллом по поводу наследства Якуба Собеского, а также
его долголетнюю борьбу за воцарение на польском престоле ,,Пяста" — Станислава Лещиньского.

Как основатель костелов и опекун различных учреждений Тарло оставил о себе память прежде
всего у пияров. Два представителя этого ордена, родственники Яна Тарло, братья Игнаций и Станислав
Конарские были обязаны ему строительством костела и монастыря в Ополе Люблинском, а прежде всего
материальными средствами на основание в Варшаве Collegium Nobilium, новой школы для шляхетской
молодежи.

Жизнь и деятельность Яна Тарло были подробно освещены в настоящей статье по причине отсут-
ствия в литературе его подробной биографии, некоторые моменты которой могут способствовать выяс-
нению обстоятельств, связанных с созданием его портретов.

Портреты, сохранившиеся в Ополе Люблинском, портрет, выполненный Шимоном Чеховичем,
находящийся в люблинской Духовной семинарии, приписываемый С. А. Мирису портрет из Епархиаль-
ного музея в Сандомире, а также изображение на эпитафии, помещенной в вавельском кафедральном
соборе в Кракове, восходят, как нам кажется, к общему иконографическому образцу, идейный смысл
которого заключался в стремлении подчеркнуть в образе Тарло черты отважного воина, защитника
веры и отчизны.

Интересующий нас портрет Яна Тарло из усадьбы Малая Весь (илл. 1) более всего близок изобра-
жению воеводы, находящемуся в костеле в Ополе Люблинском. Автор статьи приписывает оба этих
портрета Антони Дембицкому, придворному художнику сандомирского воеводы, работавшему в Ополе
Люблинском около 1735—1772 годов.

LES PORTRAITS DE JAN TARŁO

RÉSUMÉ

Dans le groupe de portraits à Mała Wieś, faisant partie des collections du Musée de Varsovie, se trouve l'image
d'un homme iconnu par un artiste non identifié. Ce tableau se distingue par son niveau technique remarquable.
Les recherches iconographiques ont permis de l'identifier, par comparaison avec des portraits d'Opole Lubelski,
Lublin, Sandomierz et Cracovie, comme une représentation de Jan Tarło, vojévode de Sandomierz.

Jan Tarło, de blason Topór (1684—1750), naquit sans doute à Opole Lubelski, lieu également de sa mort.
11 était fils de Stanisław et Teresa, née Dunin-Borkowska, Tarło. Il fit ses études à l'Ecole des Cadets de Paris.
Par son mariage et ses soeurs, il était étroitement apparenté avec les familles Cetner, Szembek, Lubomirski, Mni-
szech et Branicki. Dès son enfance, il fut destiné aux plus hautes charges du pays. A partir de la Diète de cou-
ronnement d'Auguste II en 1697, quand il reçut le titre de colonel du régiment de cavalerie de Koroń, en passant
par de nombreuses autres charges, il parvint en 1719 au rang de vojévode de Lublin, puis en 1736 de vojévode
de Sandomierz. En cette même année il fut décoré de l'Ordre de l'Aigle Blanc. Parmi les plus importants événe-
ments de la vie privée et publique de Tarło, on compte d'abord sa nomination en 1726 comme ambassadeur à Rome,
ensuite son retentissant conflit avec Kazimierz Radziwiłł, castellan de Wilno, au sujet des biens de Jakub Sobieski,