Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 17.1973

Skalska-Miecik, Lija; Mańkowski, Józef [Ill.]: Józef Mańkowski: Materiały do życia i twórczości
ЮЗЕФ МАНЬКОВСКИЙ — МАТЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

РЕЗЮМЕ

Юзеф Маньковский (1868—1915), ученик Петербургской Академии художеств, живописец, работавший
в Варшаве в начале XX века, ныне принадлежит к числу почти совсем забытых художников. При жизни
он почти не выставлял и не продавал своих картин, остался неизвестным и после смерти, поскольку
большинство его произведений погибло в трагических обстоятельствах. Высказывания современных
ему художников свидетельствуют, что эти работы были необыкновенно интересными ; именно это по-
будило автора настоящей статьи к поискам материалов, которые могли, бы дать представление о творческом
облике Маньковского. Работ художника сохранилось, к сожалению, очень немного, зато более обшир-
ным оказался материал документального характера, найденный в Центральном Государственном истори-
ческом архиве СССР в Ленинграде, который дает возможность восстановить главные факты, связанные
с годами учебы Маньковского и началом его самостоятельного творчества.

В состав документов бывшей Канцелярии Императорской Академии художеств, касающихся Юзефа
Маньковского, входят копии оригиналов документов, разного рода прошения и свидетельства, офи-
циальные письма и т. п. (всего 97 листов), из которых часть публикуется здесь в форме приложения —
в оригинале и в переводе на польский язык. Ценным источником является сохранившаяся среди этих
документов автобиография Маньковского, написанная им в сентябре 1893 года.

Из упомянутых выше документов следует, что Юзеф Маньковский родился в Староконстантинове
на Волыни 18 мая 1868 года. Школьные годы он провел в Житомире, где в 1878 году поступил в гимна-
зию. В Житомирской гимназии Маньковский учился до 1888 года, когда благодаря счастливому стече-
нию обстоятельств перед ним открылась возможность начать художественное образование. Интересные
подробности на эту тему содержит корреспонденция, сохранившаяся в деле Маньковского (ср. прило-
жение 1—8).

В 1888 году Маньковский поступил в Одесскую рисовальную школу, где обучался два года под
руководством А. Попова и К. Костанди. По всей вероятности именно этому последнему он был обязан
солидной художественной подготовкой, полученной в одесской школе. Об этом свидетельствуют ри-
сунки Маньковского, выполненные сразу же после ее окончания, сохранившиеся в собрании Националь-
ного музея в Варшаве (илл. 2—6).

Осенью 1890 года Маньковский был зачислен в число студентов Петербургской Академии художеств.
Он был принят в фигурный класс, затем в следующем, 1891/92 школьном году был переведен в натурный
рисовальный класс. В 1892/93 году он занимался, в частности, в баталцстическом классе, где получил
две серебряных медали за этюды лошадей. Один из них сохранился в собрании Музея Академии худо-
жеств в Ленинграде (илл. 9).

В 1893/94 и 1894/95 годах Маньковский был слушателем созданных при Академии Педагогических
курсов, а в 1894 году окончил академический научный курс. В 1895 году Художественный совет Ака-
демии дал ему звание классного художника третьей степени и выразил согласие на переход в мастерскую.
Маньковский выбрал наиболее популярную в то время в Академии пейзажную мастерскую, которой
руководил Архип Куинджи. К 1895 году, году перехода Маньковского в мастерскую Куинджи, отно-
сятся его две акварели, находящиеся в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде (илл.
12 и 13).

Маньковский учился в мастерской Куинджи с 1895 по 1897 год. В это время особенно сердечные
отношения связывали его с поляками Константином Врублевским и Фердинандом Рущицом, в эскиз-

388,