Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 17.1973

Skalska-Miecik, Lija; Mańkowski, Józef [Ill.]: Józef Mańkowski: Materiały do życia i twórczości
никах которого сохранилось два его портрета (илл. 14 и 15). Из.русских коллег наиболее близкие узы
связывали его с Аркадием Рыловым/который очень тепло вспоминает о Маньковском в своих мемуарах.

Занятия в мастерской Куинджи Маньковский был вынужден прервать в результате волнений,
вспыхнувших в Академии в феврале 1897 года. Маньковский перешел сначала в пейзажную мастер-
скую А. Киселева, а через несколько месяцев, в январе 1898 года, был переведен в жанровую мастер-
скую, которой руководил В. Маковский. В апреле этого же года вместе с Куинджи и группой его бли-
жайших учеников он соврешил поездку по Европе, которую организовал на собственный счет их учитель.

Осенью 1898 года, представив три акварельных эскиза, Маньковский решил приступить к работе
над конкурсной картиной для соискания звания художника. Картину эту, однако, он так и не написал.
Возможно, что на это повлияло чувство одиночества, в каком оказался в то время художник в Петер-
бурге. В октябре 1899 года он написал письмо Вице-Президенту Академии с просьбой оказать ему содей-
ствие в занятии вакантного места преподавателя рисунка в Варшавском Политехническом институте.
Вскоре после этого он навсегда покинул Петербург и поселился в Варшаве.

О пятнадцатилетнем пребывании Маньковского в Варшаве мы знаем, к сожалению, очень немного.
Главным источником являются данные, которые приводит в своей книге о польской живописи XIX
и XX веков Элигиуш Невядомский, товарищ Маньковского по Академии, поддерживающий с ним
близкие отношения и в Варшаве. Единственным публичным выступлением Маньковского была его
выставка, устроенная в варшавском Обществе поощрения художеств в 1913 году. Она была организо-
вана благодаря усилиям жены художника и его ближайших друзей. Вскоре после этого неизлечимо
больной художник сжег все свои произведения, находившиеся в его варшавской мастерской.

Единственной известной нам работой Маньковского, относящейся к варшавскому периоду его твор-
чества, является картина „Последние лучи солнца", находящаяся в собрании Национального музея
в Варшаве (илл. 16), не считая двух репродукций, помещенных в книге Невядомского (илл. 17 и 18).
Тем не менее даже только эти три примера позволяют судить, насколько большой утратой является бес-
поворотная потеря наследия художника. Остается лишь надеяться, что публикуемый здесь скромный
перечень его работ обгатится в будущем за счет произведений, которые быть может со временем удастся
найти в каких-либо частных собраниях.

JÓZEF MAŃKOWSKI — DOCUMENTS SUR SA VIE ET SON OEUVRE

RÉSUMÉ

Józef Mańkowski (1868—1915), élève de l'Académie des Beaux Arts de St Pétersbourg et peintre actif à Var-
sovie dans les 15 premières années du XXe siècle, est un artiste actuellement presque totalement oublié. De sa
vie il n'exposa pratiquement pas ni ne vendit ses oeuvres, il resta inconnu après sa mort car presque l'ensemble de sa
production périt dans des conditions dramatiques. Les opinions des artistes contemporains prouvent que cette
production était particulièrement intéressante et de valeur. Justement ceci nous a incité à tenté de définir la silhou-
ette artistique de Mańkowski et de recherches ses oeuvres.

La source la plus importante de cette étude fut l'important lot de documents retrouvé dans les Archives Histo-
riques Centrales de Leningrad. Il permit de reconstituer assez précisément le cours des études artistiques de