Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 31.1987

DOI issue:
Część pierwsza
DOI article:
Ruszczyc, Barbara; Zdrojewska, Wanda: Galeria Sztuki Starożytnej
DOI Page / Citation link:

Overview
Facsimile
Scroll
OCR fulltext
/

дованием и научной обработкой поступавших в Национальный музей ценных комплексов памятников,
организовывали многочисленные выставки.

Археологические изыскания стали наиболее ценным и наиболее обильным источником системати-
чески поступавших в Музей все новых материалов. Эти изыскания, прерванные на время войны, были
возобновлены в 1956 году. Первые раскопки варшавский Национальный музей вел совместно с ленин-
градским Эрмитажем при участии Академии наук СССР и Ленинградского университета в Мирмекии
(Крым). После очередных трех археологических кампаний по приглашению хозяев польская экспедиция
провела разведывательные работы на территории Ольвии и иных центров, в частности, в Елизаветинс-
ком, а в 1959 году приняла участие в раскопках древнего города Калос-Лимен.

В 1957 году проф. Казимеж Михаловский возобновил раскопки в Египте: в Телль-Атрибе, в дельте
Нила. В 1969 году здесь были начаты работы на втором холме совместно с коптскими археологами.
Эти исследования, возобновленные после десятилетнего перерыва в 1979 году, длились до 1984 года.

Работы в Телль-Атрибе положили начало широким исследованиям польских археологов не только
в Египте, но и на соседних территориях. Их организацией занимается созданный в Каире Польский инсти-
тут средиземноморской археологии Варшавского университета, первым руководителем которого был
проф. Михаловский, а сотрудниками члены коллектива Галереи искусства древнего мира варшавского
Национального музея.

В 1960 году Польский институт средиземноморской археологии начал разведывательные работы на
тарритории Александрии, на расположенном в центре города холме, называемом Ком-эль-Дикка. По-
скольку обнаруженный материал оказался необычайно богатым, вскоре здесь были начаты регулярные
раскопки, не прекращающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Семь лет велись археологические изыскания в Деир-эль-Бахри. В 1961 году египетское Service
des Antiquités предложило польской экспедиции взять на себя реконструкцию знаменитого храма
Хатшепсут. Расчистка территории, прилегающей к этой постройке, привела к открытию храма Тутмоса
III. В течение нескольких лет польские специалисты наряду с реконструкцией храма Хатшепсут посто-
янно вели археологические раскопки. С 1967 года реставрационными работами занимались Мастерские
реставрации памятников, сотрудничество с которыми продолжается и сейчас.

В рамках кампании по спасению памятников Нубии зимой 1961 года начались длившиеся четыре
года раскопки в Фарасе (Судан). После их окончания были начаты и ведутся до сих пор археологические
изыскания в Старой Донголе.

В 1965 году были предприняты исследования на территории Кипра (Неа Пафос), продолжающиеся
до сегодняшнего дня.

В 1959 году были начаты и ежегодно ведутся до сих пор работы в Сирии в руинах Пальмиры.

Сотрудники Галереи искусства древнего мира принимают, кроме того, участие в раскопках на тер-
ритории Ирака. В 1974—1976 годах изыскания велись в Немруде. В 1979 году начались спасательные
раскопки в Саадии, прерванные после двух экспедиций по причине иранско-иракской войны. С 1979
до 1983 года велись исследования в Биджане. В 1984 году начались раскопки еще в двух местах:
Телль-Раффане и Телль-Риджиме.

Благодаря раскопкам Галерея искусства древнего мира в течение последних тридцати лет обогатила
свои собрания необычайно ценными экспонатами, такими как памятники с территорий греческих колоний
в Крыму, египетские памятники Позднего периода и раннехристианские из Атриба. Многочисленные
находки, обнаруженные в Фарасе и Донголе, пополнили наше собрание бесценной коллекцией ранне-
христианского искусства, способствовавшей появлению специалистов в новой отрасли науки — нубио-
логии. Работы на Кипре обогатили Галерею прекрасной коллекцией сосудов, отражающей развитие
кипрской керамики, а также группой каменных скульптур и терракотовых фигурок.