Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 31.1987

DOI issue:
Część pierwsza
DOI article:
Ruszczyc, Barbara; Zdrojewska, Wanda: Galeria Sztuki Starożytnej
DOI Page / Citation link:

Overview
Facsimile
Scroll
OCR fulltext
Многие ценные экспонаты поступили в Галерею искусства древнего мира иным путем. В 1956 году
ленинградский Эрмитаж вернул Национальному музею вывезенную немцами во время войны коллекцию
греческой керамики, находившуюся в Голухове. Пополнение этой коллекции экспонатами из других
собраний дало возможность укомплектовать прекрасное собрание керамики, дающее наглядное пред-
ставление о ее историческом развитии. В 1960 году парижский Лувр передал нашему Музею коллекцию
памятников, возместивших пробелы в собрании монументальной скульптуры. Коптские и эфиопские
кресты из уникальной коллекции д-ра В. Корабевича существенным образом расширили нашу коллекцию
коптских памятников. Скромное число этрусских памятников увеличили переданные Музею экспонаты,
принадлежавшие Антони Мадейскому. Значительное количество ценных экспонатов попало в Музей
путем пожертвований и покупок.

Количественный рост собраний дал возможность расширить нашу выставочную деятельность. В На-
циональном музее было организовано несколько выставок, устраиваемых в ознаменование важных со-
бытий, какими было поступление в Музей новых коллекций памятников. В 1972 году открылась посто-
янная галерея под названием „Собрание памятникоа искусства из Фараса", где в 1977 году была устроена
дополнительная экспозиция коптских и эфиопских крестов. Пополнение собраний требовало также
постоянных изменений в экспозиции, включения новых памятников вместо менее ценных, помещаемых
в фондах.

Особого внимания заслуживают международные контакты Галереи в области выставочной деятель-
ности. В Национальном музее экспонировались такие выставка, как „Сокровища мексиканского искус-
ства от доколумбийского периода до наших дней, „Золотых дел мастерство древней Италии", „Скиф-
ское золото", „Древние культуры Египта и Месопотамии". В связи с 50-летием деятельности поль-
ских археологов на Ближнем Востоке была устроена выставка, на которой экспонировались уника-
льные памятники искусства Пальмиры из собраний Арабской Сирийской Республики. Большая вы-
ставка, посвященная открытиям в Фарасе, экспонировалась в 1968—1970 годах в Staatliche Museen
в Берлине, Villa Hiigel в Эссене, Gemeentemuseum в Гааге, Kunsthaus в Цюрихе и венском Ôsterreichi-
sches Muséum fur angewandte Kunst. Галерея искусства древнего мира неоднократно предоставляла
свои экспонаты на разные выставки, организуемые за границей, принимала участие в зарубежных
фотовыставках, популяризируя польские раскопки и реставрационные достижения.

Сотрудники Галереи искусства древнего мира развивали широкую деятельность по распростра-
нению знаний на тему античного искусства, устраивая в среднем четыре выставки в год в других поль-
ских музеях и учреждениях. Этим экспозициям, посвященным разным проблемам искусства древнего
мира либо пропагандированию достижений польских археологов, как правило сопутствовали путево-
дители; выставки сопровождались также лекциями сотрудников нашей Галереи.

Кроме участия в археологических экспедициях и выставочной деятельности, большое внимание
уделяется научной обработке и публикации памятников, а также освещению более общих проблем на
базе материала, хранящегося в нашем собрании. В течение последнего тридцатилетия вышло несколько
серьезных трудов монографического характера, очередные выпуски „Corpus Vasorum Antiquorum"
много статей, посвященных публикации памятников и раскопок, ряд путеводителей по постоянным
экспозициям и выставкам, устраивавшимся в Национальном музее и вне его. Сотрудники Галереи при-
нимают участие в обработке международного издания „Corpus Antiquitatum Aegyptiacarum" и „Corpus
Speculorum Etruscorum".

В течение последнего тридцатилетия Галерея искусства древнего мира сотрудничала с Варшавским
университетом, Академией католической теологии и Институтом средиземноморской археологии Поль-
ской Академии наук. Результатом этого сотрудничества были многочисленные дипломные работы, по-
священные обработке памятников, являющиеся ценным материалом для научных каталогов. На базе
музейных собраний и раскопок был подготовлен ряд диссертаций, в том числе докторских.