Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 31.1987

Część pierwsza
Reiche, Andrzej: Wykopaliska na wyspie Bidżan w Iraku

РАСКОПКИ НА ОСТРОВЕ БИДЖАН В ИРАКЕ

РЕЗЮМЕ

В 1979—1983 годах Польский институт средиземноморской археологии вел археологические изыс-
кания на острове Билжан в Ираке. Эти раскопки были предприняты в рамках международной спасатель-
ной кампании, организованной и в значительной степени финансируемой иранской State Organization
of Antiquities and Héritage. Кампания охватила территории, которым суждено было скрыться под во-
дой в связи с сооружением плотины на Евфрате в окрестностях местности Хадита. Большинство иссле-
дований концентрировалось вдоль долины Евфрата на отрезке между местностями Ана и Хадита. В древ-
ности эта территория входила в состав страны Сухи.

На острове Биджан с осени 1979 года до осени 1983 года было организовано восемь археологических
экспедиций, которыми руководили: доц. Михал Гавликовский (три экспедиции 1979—1981) и д-р Мария
Крогульская (пять экспедиций 1981—1983). В порядке сотрудничества между варшавским Националь-
ным музеем и Польским институтом средиземноморской археологии в раскопках принимал участие автор
настоящей статьи.

Биджан — укрепленный остров на Евфрате, расположен на полпути между местностями Ана и Ха-
дита. В результате раскопок здесь были выделены четыре слоя, относящиеся к разным периодам истории
острова :

1) неоассирийский слой

2) парфянский слой

3) римский слой

4) аббасидский слой

Неоассирийский слой

К неоассирийскому периоду относится основная каменная конструкция крепости. Ее сооружение
делится на две фазы. В первой фазе возникла небольшая ориентированная на север крепость, имеющая
120 метров длины и 37 метров максимальной ширины. Окружающие ее каменные стены имеют 5—6
метров длины и поднимаются на 4—5 метров над уровнем реки при низком уровне воды. Спереди кре-
пости находится каменный „бастион" (размеры — 28x31 метров). Пространство между стенами запол-
нено щебнем, в основном известковой дресвой. Таким образом возникла мощная платформа, явля-
ющаяся „фундаментом" собственно крепости, построенной по-видимому из кирпича-сырца. Во второй
фазе крепость была расширена в сторону юга и запада, достигая тем самым 185 метров длины и 72 метров
ширины.

В процессе раскопок были обнаружены и раскрыты входы в крепость. В первой фазе вход нахо-
дился в окружающей крепость южной стене, в ее юго-восточной угловой части (котлован С). Вход в более
позднюю крепость (фаза III) находился в восточной стене в юго-восточной части (котлован Н). Сна-
ружи вход вел с поднимающейся к северу пологой каменной платформы, начинавшейся у юго-восточ-
ного угла и примыкавшей к восточной стене. Платформа одновременно служила пристанью. Ассирийские
конструкции внутри крепости сохранились плохо. Найденную керамику можно датировать VIII в. до
н.э., а сооружение первой крепости первой половиной VIII в. до н.э.

Парфянский слой

Крепость примерно на период шести столетий была заброшена и снова начала действовать в пар-
фянский период. Парфянская застройка плохо различима по причине позднейших перестроек, а также
в связи с тем, что позднейшие римские конструкции покоятся часто непосредственно на парфянских