Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 31.1987

Część pierwsza
Reiche, Andrzej: Wykopaliska na wyspie Bidżan w Iraku

стенах. В парфянском слое археологи нашли также пять погребений. Четыре из них это керамические
погребения 3 а одно представляет собой однокамерную подземную конструкцию из камня. Найденный
погребальный инвентарь весьма беден. Обнаруженные сосуды для запасов можно — по аналогии с Ду-
ра-Европос — датировать I в. до н. э. — I/II вв. н.э.

Римский слой

Биджанская крепость была занята римскими войсками во второй половине II в. и оставалась в их
руках вероятно до середины III в., когда римляне были вынуждены оставить крепость под натиском
Сасанидов. В процессе раскопок были раскрыты некоторые элементы римской застройки крепости:
жилые и парадные помещения, склады, вымощенные улочки, а также вход в крепость, который
в этот период находился в окружающей ее южной стене (котлован F).

В керамике этого слоя доминирукж сосуды для запасов, а также кухонная посуда. Для этой последней
характерны сосуды типа „brittle ware". Кроме этого следует упомянуть большое количество глазуро-
ванной керамики. Многочисленные масляные светильники римского периода, а также бронзовые мо-
неты были обнаружены в жилых помещениях и других частях крепости.

Аббасидский слой

После уходя римлян Биджан на протяжении почти шести столетий был необитаемым островом.
Поселения появились здесь вновь в ранний аббасидский период; они не имели уже милитарного харак-
тера. В этом слое, имеющем 1,5 метров толщины, можно выделить по крайней мере три строительных
фазы, из которых наилучшим образом сохранилась средняя фаза, наиболее обильная в отношении нахо-
док. Раскрытые конструкции носят жилой характер, здесь встречаются санитарные устройства (прис-
пособления для стока воды), а также печи для выпечки хлеба (по-арабски ,,таннур"). В исламском слое,
кроме обыкновенной керамики для запасов и кухонной посуды, обнаружены также многочисленные
образцы более дорогой керамики с тонкими стенками, украшенной резными узорами либо накладным
пластическим декором. Очень интересна также группа фрагментов стеклянных сосудов. Биджанские
образцы дорогих изделий из стекла и керамики имеют многочисленные аналогии в материале, найденном
в Самарре, а также иных исламских стоянках, датируемых рубежом IX и X вв. Несколько обнаруженных
медных монет со слабо различимым рисунком относится также к этому периоду. Их изучение быть может
позволит уточнить датировку отдельных фаз аббасидского слоя.

LES FOUILLES SUR L'ILE DE BIDJAN EN IRAK

RÉSUMÉ

Dans les années 1979—1983, le Centre Polonais d'Archéologie Méditerranéenne a mené des fouilles sur l'ile
de Bidjan en Irak. Ces travaux étaient menés dans le cadre d'une campagne internationale de sauvetage, en une
large mesure organisée et financée par le Service des Antiquités de l'Irak (State Organization of Antiquities and
Héritage). L'action touchait des terrains destinés à l'innondation par suite de la construction d'un barrage sur
l'Euphrate près de la localité de Haditha. La majorité des recherches se concentra le long de la vallée de l'Euphrate
dans le secteur entre les localités d'Ana et Haditha. Dans l'Antiquité, cette région faisait partie du Pays de Suhi.

Sur l'île de Bidjan, entre l'automne 1979 et l'automne 1983, furent menées huit campagnes de fouilles, sous