Universitätsbibliothek HeidelbergUniversitätsbibliothek Heidelberg
Metadaten

Ars: časopis Ústavu Dejín Umenia Slovenskej Akadémie Vied — 1989

DOI Heft:
Nr. 1
DOI Artikel:
Bakoš, Ján: Sociálne revolúcie a umelecké tradície
DOI Seite / Zitierlink:
https://doi.org/10.11588/diglit.51760#0025
Überblick
Faksimile
0.5
1 cm
facsimile
Vollansicht
OCR-Volltext
21

točka kuïturnovo processa, no množestvo linij raznoj
aktuálnosti, i značenije kultury.“ IOFFE, I.: Kultura
i stil. Leningrad 1927, s. 39. „Každyj istoričeskij mo-
ment soderžit eti tri objazatelnyje variacii (t. j. mi-
nulosti, přítomnosti a budúcnosti, pozn. J. B.) ne
kak skrytyje vozmožnosti, a reálno, konkrétno v ce-
lých slojach byta i kultury, v „grandioznom processe
smešenija všech socialnych i kulturnych plastov.“
(NOVOŽILOVA, L. I.: c. d., s. 125; IOFFE, I.: Krizis
isovremennovo iskusstva, Leningrad 1925, s. 7).
38 POSPIELOV, G. N.: c. d., s. 105 a n. DAWYDOW,
J. N. : c. d., s. 10 a n. Posun, ku ktorému došlo cha-
rakterizuje J. N. Dawydow (c. d., s. 10—11) takto:
„man stellte neben das Prinzip der Klassenbezogen-
heit her ein neues Prinzip — das der Volkstümlich-

keit der Kunst, neben den „Ideologiecharakter“ des
künstlerischen Bewusstsein das Prinzip seiner „Wa-
hrheit“. „Im Grunde genommen stand vor der Ästhe-
tik der dreissiger Jahre . . . das Problem der Bezie-
hungen zwischen dem Klassenbezogenen,. . . dem so-
zialen Gehalt der Kunst auf der einen Seite und dem
gnoseologischen, erkenntnisvermittelnden auf der an-
deren, es war das Problem des Verhältnisses zwi-
schen Geschichte und Wahrheit, Geschichte und dem
Guten, Geschichte und dem Schönen, ganz allgemein
zwischen der Logik des historischen Prozesses und
der inneren „Logik“ des geistigen Schaffens...“.
O tejto problematike pozři tiež BAKOŠ, J. : c. d., s.
16-18.

OönjecTBeHHbie peBOJnopnn m rpa.iiiiiini ncxyccTBa

CoyuajibHbie pcbojiioumm b onpepejieHHOM ciwbicjie bb-
JliUOTCa 6eCCBÜ3HbIMM 3JI6M6HTaMM B MCTOpMUeCKOM pa3-
bmtmm. Mmchho nosTOMy ohm CTaBaT Bonpoc HenpepbiB-
HOCTM, npMHCM T3K, HTO ÖHM KpMTMMCCKM paCCHMTBIBa-
K)Tca c npoiujiMM, TeiwaTManpyiOT OTHomeHwe k Heiwy,
a TaioKC OTHOmenne k TpapMpMM MCKyccTBa.
PeBOJIKHJMM BM^aT MCKyCCTBO npOIUJIOrO KaK CMMBOJI
rocnoflCTBa, cmjiobofo npoM3BOJia, pyxoBHOro OBnapeBa-
hhíi, MJiM KaK cmmhtom MopaJibHoro ynaflKa npepuie-
CTByiomero npasamero KJiacca. OTOJKflecTBJieHMe i-ickvc-
CTBa C npaBiUUMM KJiaCCOM npMBOflMT K peBOJUOpHOHHOlViy
MKOHobopuecTBy. HecMOTpa na 3to peBOjnopMOHHbin mko-
HOKJia3M ne CTaneT /(OMMiiupyiorpcii no3MpMeň pcBOjno-
UMOhhoü 6ypacya3MM no othohichmio k MCKyccTBy npo-
lUJioro. y>Ke OpanpyacKaa 6yp>Kya3Haa peBOJUopna co-
3flaeT KOHijenijMio xypo>KecTBeHHOro Hacjrepua m na ero oc-
HOBe ycTaHOBJiMBaeT rocy^apcTBOM rapaHTnpoBaHnyio
oxpany naMaraMKOB. SKcnponpnaijMa cjjeopajibHoro xypo-
>KecTBeHHOro MMymecTBa m HapMOHajiMaapna MCKyccTBa
npoinjioro mofjim ocymecTBMTbca noTOiviy, mto 6yp>Kya3i-isi
npMHIIMnMaJIbHO MCHSCT KOHpeniJMK) MCKVCCTBa : 1. ona,
npaBfla, coxpairaeT KonpenijMio MCKyccTBa KaK uacTHon
coöctbchhoctm (ßparopeHHbix npe^MeTOB), o^HaKO npe-
BpanjaeT ee b abcrpaKTnyio, kojimhcctbchho Bbipa>KaeMyio
M M3MeHMMyK> COßCTBCHHOCTb (pMHOHHyiO CTOMMOCTb) ;
2. ona aHTponojiorM3MpyeT cyipHOCTB MCKyccTBa, tiohm-
MaeT ero KaK npopyicr uejiOBeKa Booöme; 3. cySteKTOM
ncKyccTBa ona cmn-aeT Hapuio (wcKyccTBO nonnMaeTca
KaK BbipaxKeHMe syxa napnu), BCJiepcTBwe uerO' MCKyccTBo
CTaHOBMTCS COÖCTBeHHOCTblO HapMM; 4. CpCflCTBOM 66 BOC-
nMTaHMii. B nocjiepeBOJnopMOHHbiM nepwofl 6ypx<ya3Mii,
KOTopas nojiynaeT ne nojiMTMuecKyio, a aKOHOMMuecKyio
BJiacTb, coapacT KyjibTypHbiü komhpommcc c apncroKpa-
TMeü, npoHBjieHneivi KOToporo aBJMiOTca MCTopM3MM. Ona
npMHMMaeT bcc MCKyccTBo cjjeopajibHoro nponuioro i<aK
CBOe COÖCTBCHHOe, OTOTKfleCTBJlaCTCa C MCTOpweM B P6JIOM,

ne OTÖwpaeT m3 npoinjioro, KaK ona sto «ejiana b npeß-
peBOJuopMOHHMM nepnop, oßpaapoBbie TpapupnM (peMO-
KpaTMuecKyio TpapMpMio b KJiaccMpn3Me). Ho opHOBpe-
M6HHO OHa TaÜHO M6HH6T BHyTpOHHMM CMbICJI HpHHSTOFO
HacjiepMJi: 1. ona npMHMMaeT apMCTOKpaTMHecKyio koh-
penijMio MCKyccTBa KaK ynpaiueHna, o«HaKO nparMaTMnec-
KM M6M6T 6FO B yTMJIMTapHbIM MHCTpyMCHT (CBOßOflHblM
BBIÖOp MCTOpMHeCKMX CTMJI6M) ; 2. OHa HapMOHaJIM3MpyeT
MCKyccTBo m McnojibsyeT ero b KanecTBe cpepcTBa traiuto-
HaJIbHOM KOHKypeHpMM ; 3. KOHpenpMCM flyXOBHOM aBTO-
HOMUH MCKyccTBa OHa MaCKMpyeT ero yHMJKCHMe flO ypOB-
Ha pMHOMHOro npopyKTa. ÄByjiMHHOCTM 6yp»cya3Horo ot-
HOHieHMH K MCKyCCTBy HOCTenCHHO npMBOflaT K MKOHOÖOp-
necKOM peaKpMM aBaHrappoB. MHTejieKTyajibr MipyT öojiee
TJiyöoKyio, npeppapMOHajiMCTMHecKyio, nepByjiMHHyio Tpa-
ÆMi|MK>, OTBepraiOT1 KOHpenpMio xypoacecTBBHHOro npoM3-
BepeHMa b KauecTBe pbihomhofo npepMeTa, 3aMenaiOT ero
MCKyCCTBOM, HOHMMaeMBIM KaK COpnaJIbHaa aKTMBHOCTb,
KOHCTpyMpoBaHwe'5KM3HM öyflymero, m nocTeneHHO nepe-
XOpaT Ha CTOpOHy COpMajIMCTMneCKOM PCBOJUOPMM.
PeBOJiiopMOHHaa Sopböa m b copnajiMCTMnecKOM peso-
JIlOpMM JIOFMH6CKM HOpOJKflaeT MKOHOßopHCCKOe OTHOHie-
HM6 k MCKyccTBy npoinjioro (üpOJieTKyjIbT). TCOpCTMUeC-
Koe OÖOCHOBaHMC HaXOflMT B COpMOJIOFMHeCKOM peTCpMM-
HM3M6. AÖCOJUOTHOe OTO2KpeCTBJI6HMe MCKyCCTBa C 3K0-
HOMMH6CKMM 6a3MC0M, MCKyCCTBa C KJiaCCOBOM MflCOJIO-
FM6M CJiy>KMJIO OÖOCHOBaHMIO HeM36e>KHOCTM 3aM6HM CT3-
poü xypoxcecTBeHHOM KyjibTypbi hobom. OpHaKO mkoho-
KJiaCTMHCCKOe 0TH0UI6HM6 H6 CT3JI0 flOMMHHpyiOlUMM,
KyjibTypnyio nojiMTMKy hobofo copnajiMCTMuecKoro rocy-
papcraa m ero OTHomeHMe k MCKyccTBy onpepenMjio tchc-
HM6 BO FJiaBC C JI6HMHBIM M JlyHauapCKMM. Hx KOHpen-
pwa npomjiOM xypo>KecTBeHHOM TpapupnM KaK KyjibTyp-
Horo Hacjiepna hobofo oönjecTBa, KOTOpoe ny>KHO oxpa-
HaTb, öbijia 3aKpenji6Ha b MapKCMCTCKOM TpanccjjopMapMM
HCMepKOFO MpeajIM3M3: MCKyCCTBO ÖblJIO nOHHTO C OflHOM
 
Annotationen