Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie — 22.1978

Sztuka nowożytna
Kamieniecka, Elena; Schultz, Daniel [Ill.]: Portret zbiorowy Daniela Schultza
портрет не татарской, а знатной польской семьи; она передвинула также дату возникновения этого
произведения к концу шестидесятых — началу семидесятых годов.

В картине Шульца обращает внимание оттенок жанровости, который внес художник в изображение
портретной группы. Элементы общения и связи в значительной степени подчинены при этом одному из
двух центральных образов картины — образу юноши с соколом. Это . подвело автора к расшифровке
сюжета, — художник изобразил здесь часть „птичьей потехи": торжественный обряд посвящения в сан
сокольничего. Исследователи рассматриваемого произведения никогда не отрицали, что это семейный
портрет, сомнение вызывал лишь образ ребенка со старческим лицом, который теперь легко объяснить :
в „птичьей потехе", в охоте с соколами, обычно участвовали карлики, приставляемые к обучению спе-
циальных видов птиц.

Кого же из знатных польских семей изобразил Даниэль Шульц на семейном портрете ?

Факты творческой биографии художника, который в рассматриваемое нами время работал при дворе
польского короля Михаила Вишневецкого, а также по заказам польско-литовских магнатов, подводят нас
к разветвленному роду Радзивиллов, отдельных представителей которых неоднократно писал Шульц.
Одним из главных источников для идентификации изображенных на картине лиц явились гравюры из
генеалогического альбома Радзивиллов 1768 года. Они позволили определить персонажей многофигурной
композиции: на семейном портрете Даниэль Шульц изобразил Михала Казимежа Радзивилла (1625—
1680) с сыновьями. В образе сокольничего запечатлен старший сын Николай Францишек, умерший
в 1672 году, остальные — это сыновья Радзивилла Ежи Юзеф, Кароль Станислав, Людвик и Ян, а также
упомянутый выше карлик. Последний год жизни старшего сына, сокольничего Николая Францишека,
как и даты рождения других детей, явились для автора исходным пунктом окончательной датировки
картины — она была закончена около 1672 года. Произведение могло быть выполнено Шульцом в одной
из резиденций Михала Казимежа — в Бялой, Олыке или же в Несвиже.

Поскольку вокруг произведения Шульца до сих пор не утихли споры, автор воспользовалась дополни-
тельно не только историческими материалами, но и данными специалистов в области конкретных знаний
о человеке. Многие исследователи констатировали так называемые монголоидные черты лица у членов
одной и той же семьи. Однако то, что было принято за этнический тип являлось лишь следствием бо-
лезни — вся семья Радзивиллов страдала генетическим заболеванием, связанным с хромосомной анома-
лией, а прежде всего недостаточностью функции щитовидной железы. Таково заключение специалистов-
эндокринологов, сделанное на основании осмотра фотографий с картины.

Время поступления группового портрета Шульца в русское собрание неизвестно. Опираясь на исто-
рические факты, автор предлагает следующую гипотезу ■— картина могла быть подарена Петру I в 1706
году во время его посещения замка в Кореличах, одной из резиденций наследника Михала Казимежа —
Кароля Радзивилла.

A l'exposition de d'art allemand organisée par le Musée de l'Ermitage à Leningrad à partir de ses riches
collections, une place de choix revint à l'oeuvre fameuse de Daniel Schultz „Portrait d'un marchand mongol
avec sa famille", depuis longtemps déjà remarqué par les spécialistes. Il reste l'objet de discussions au sujet
du thème peu lisible du tableau et des personnes représentées.

UN PORTRAIT DE GROUPE PAR DANIEL SCHULTZ

RÉSUMÉ